//Движение автомобиля в городе: водители и пешеходы
Движение автомобиля в городе

Движение автомобиля в городе: водители и пешеходы

Пешеходы на проезжей части представляют собой наибольшую опасность для водителей. Из числа пешеходов следует исключить регулировщиков движения, стрелочников трамвайных путей, мостильщиков, дорожных рабочих и дворников. Они привыкли к самому интенсивному движению и не представляют опасности, если водители автомобилей объезжают их соответствующим образом. Водители обязаны облегчать их работу, не пугать их, не сгонять с места работы. Не следует также требовать устранения этих лиц в сторону. Наоборот, способом управления автомобилями водители должны дать понять им, что они могут не опасаться автомобилей, что водители уважают их труд и не хотят затруднять им работу.

Особое внимание следует обращать на регулировщиков, стоящих на проезжей части плохо освещенных перекрестков и управляющих движением. Обычно они мало заметны. Водители должны видеть этих регулировщиков и безошибочно понимать подаваемые ими сигналы регулирования движением.

Особенно осторожными водители должны быть при проезде рядом с трамвайными остановками. Пешеходы на остановках пользуются преимуществом перед транспортными средствами, и водители обязаны уважать это преимущество. Следует подчеркнуть, что действительно правило, запрещающее проезд рядом с трамвайной остановкой без островка безопасности для пешеходов до тех пор, пока на нем стоит трамвай, а входящие или выходящие пассажиры находятся на проезжей части.

Поведение пешеходов и действия водителя на дороге

Опытный водитель должен быть также психологом и знать, как ведут себя различные пешеходы на проезжей части. Например, молодые люди обычно переходят через дорогу спокойно, следят за транспортными средствами и не препятствуют движению; пожилые люди часто имеют привычку переходить через дорогу, не обращая внимания на движение. Таких пешеходов следует объезжать издалека, всегда сзади. Объезжать пешеходов спереди вообще нельзя.

Наиболее опасными пешеходами на проезжей части являются старые женщины. Они редко ведут себя спокойно, большей частью они рассеянны и невнимательны. При переходе через дорогу, заметив или услышав приближение автомобиля, чаще всего тут же поворачивают назад и бегут на тротуар. Водители должны знать и учитывать это.

Водитель должен знать, что, к сожалению, неосторожность и даже глупость пешеходов иногда не имеют границ. Не помогает установка заграждений, запрещающих вход на проезжую часть, так как многие пешеходы проходят под ними, а молодежь попросту перепрыгивает через них. Не помогают также решетки, ограждающие островки у трамвайных остановок, пешеходы обходят их по путям и выходят на проезжую часть прямо под колеса автомобилей. Отчетливо нанесенные на проезжей части пешеходные переходы типа «зебра» некоторые пешеходы обходят за несколько метров от обозначенного места. Если такой переход находится только с одной стороны перекрестка, он не гарантирует, что пешеходы будут переходить только по нему. Некоторые пешеходы обязательно пойдут по другой стороне перекрестка, где не только нет обозначенного перехода типа «зебра», но переход даже закрыт специальным заграждением с цепями.

Разумеется, пешеходы не должны действовать подобным образом, но водитель должен быть готовым к неожиданностям такого рода. Ведь виновность пешехода не всегда спасает водителя от ответственности за аварию несмотря на то что он сумеет убедить прокурора и суд, что не имел никакой возможности предупредить аварию.

Большую опасность для водителей на проезжей части представляют дети. Они не осознают опасности и беззаботно выбегают на проезжую часть ради забавы, чтобы догнать мяч или ради сознательного риска, перебегая дорогу перед приближающимся автомобилем. Водители, зная об этом, должны воспринимать появление ребенка на проезжей части или даже у края тротуара как сигнал тревоги. Не следует надеяться на то, что ребенок убежит от автомобиля, это было бы легкомыслием со стороны водителя.

Особенно опасны дети на самокатах и велосипедах. Водители должны не только объезжать их на большом расстоянии, но при движении рядом с ними снижать скорость до разумных пределов, чтобы быть готовыми к резкому торможению или повороту. Водитель не должен успокаиваться при виде ребенка, идущего за руку с матерью. Такой ребенок может неожиданно вырваться и выбежать под автомобиль.

Остановки городского транспорта

Автобусы и троллейбусы, стоящие на остановах, также представляют собой опасность. Спереди из-за них могут выйти пешеходы, стремящиеся перейти через проезжую часть. Этих пешеходов вначале не видно, они появляются в поле зрения в критический момент. Поэтому рядом с автобусами и троллейбусами следует двигаться медленно и оставлять свободным расстояние не менее 1 м от них, чтобы в этом промежутке при необходимости мог уместиться пешеход.

Если водитель видит пешехода, выходящего спереди из-за автобуса, он должен немедленно затормозить на всякий случай, так как неизвестно, сумеет ли пешеход остановиться или попытается перебежать перед автомобилем. Иногда водитель может помочь себе, посмотрев под колеса стоящего на остановке автобуса или троллейбуса. Если там видны ноги пешеходов, значит они сейчас появятся перед автомобилем.

Опасная ситуация возникает при неожиданном открывании двери автомобиля со стороны проезжей части и выхода из него человека. Водители должны учитывать это и не ездить близко к автомобилям, стоящим с правой стороны.

Пешеходы с нарушением состояния здоровья

Не следует даже объяснять, что водители должны соблюдать особую осторожность при виде инвалида, переходящего дорогу. Этот человек имеет особое право на заботу о нем. Поэтому нельзя пугать его, объезжая только в последний момент, нужно предоставить ему возможность для спокойного перехода, остановив даже автомобиль, если это необходимо. В любом случае нужно, чтобы такой пешеход сориентировался в намерении водителя автомобиля и понял, что водитель не наедет на него и облегчит ему переход. Особую осторожность нужно соблюдать в отношении к слепым, которых можно отличить по белой трости или по тому, что их сопровождают специально выдрессированные собаки. Ни в коем случае нельзя подавать сигналов, так как они только нервируют слепых, но ни о чем им не говорят. Нужно осторожно и как можно тише объехать слепого сзади.

Особую опасность на проезжей части создают люди, находящиеся в нетрезвом состоянии, так как у них отсутствует чувство самооценки и способность к правильным действиям. Водитель никогда не знает, как поведет себя пьяный при виде приближающегося автомобиля.

Нужно учитывать, что он может вести себя нелогично, неосторожно и агрессивно. Если по поведению пешехода водитель поймет, что пешеход находится в нетрезвом состоянии, он должен немедленно принять все меры осторожности. Одновременно он должен постараться объехать его на таком расстоянии, чтобы даже если пьяный кинется в сторону автомобиля, он не смог натолкнуться на него.

Движение в темное время суток

Положение ухудшается вечером, когда определить ненормальное поведение пешехода становится труднее. Здесь водителю может помочь знание дней, времени суток, периодов и мест, когда и где увеличивается количество пьяных.

Чрезвычайную опасность представляют собой люди, лежащие на проезжей части в темное время суток даже при достаточном освещении улиц. Такие случаи редки, но всегда имеют трагические последствия. Причины нахождения на проезжей части лежащих людей различны: маскировка совершенного преступления, внезапная болезнь, сон пьяного.

Следует отметить, что при управлении автомобилем у нас появляется склонность к недоброжелательному и нелюбезному отношению к пешеходам. И, наоборот, когда мы идем пешком, такая неприязнь у нас направлена против водителей. Водители не должны считать себя «кем-то более лучшим» только потому, что они управляют автомобилем. К пешеходам следует относиться доброжелательно и не досаждать им, забрызгивая грязью, пугая сигналами и ослепляя светом фар.