//Реакции водителя и безопасность дорожного движения
водитель безопасность дорожного движения

Реакции водителя и безопасность дорожного движения

Обработка информации водителем требует определенного времени. Период между поступлением информации и ответным моторным действием называется «временем реакции». Различают простую и сложную реакции. Простая реакция состоит в выполнении единственно возможного моторного действия при появлении сигнала.

Снижение времени реакции с увеличением стажа связано с повышением точности прогноза развития дорожно-транспортной ситуации (ДТС). Поэтому в случае неожиданного изменения ситуации опытный водитель может сократить время реакции за счет того, что предвидит ход ее развития. Время простой реакции водителя зависит от вида раздражителя. Использование других анализаторов, кроме зрительного, повышает профессиональную надежность водителя в нештатных ДТС.

Так, кинестезический раздражитель вызывает реакцию быстрее зрительного. Кроме того, при действии на автомобиль, например, поперечной силы автомобиль начинает смещаться в сторону действия силы. Через зрительный анализатор водитель заметит это только после того, как смещение достигнет величины порога различения, на что потребуется время. Поэтому для зрительного анализатора время реагирования водителя на смещение автомобиля будет равно сумме времени достижения раздражителем пороговой величины и времени реакции на раздражитель.

Через кинестезический анализатор водитель сразу же ощущает действие поперечной силы в виде повышения усилия на рулевом колесе и спустя время, равное времени реакции, поворачивает рулевое колесо против действия поперечной силы.

Аналогичным образом развиваются события при заносе, если нет ощущения углового ускорения, что свойственно неопытным водителям. В этом случае водитель замечает занос только после того, как автомобиль повернется на значительный угол. Если водитель воспринимает угловое ускорение, он реагирует на занос быстрее.

Психомоторика водителя

Всякая психическая деятельность завершается мышечным движением — моторным действием. Психомоторика — это связь психических процессов (ощущение, восприятие, мышление и т. п.) с мышечным движением. В каждом рабочем движении существуют три составляющие: физиологическая — восприятие раздражителя и раздражение нервной системы, психологическая — возбуждение двигательных или психомоторных центров ЦНС, механическая — сокращение мышц и перемещение конечностей как конечный элемент проявления психики человека.

Пространство, в котором размещаются органы управления автомобилем, называется «моторным полем». Особенностью управления автомобилем является невозможность разделения сенсорного (связанного с ощущениями) и моторного (двигательного) моментов. Такой процесс называется сенсомоторным.

Различают три формы сенсомоторной реакции: простую, сложную, сенсомоторную координацию. Сенсомоторная координация характерна для процессов слежения за параметрами плана действий при регулировании скорости, замедления и траектории автомобиля. Скоординированные движения педалями управления, рулевым колесом характеризуют высокую степень навыка, при котором восприятие изменений в сенсорном поле и координация движений представляют непрерывный единый процесс автоматизированной деятельности. При этом правильность моторного действия корректируется (с помощью обратной связи) восприятием его результатов.

Высокий уровень сенсомоторной координации обеспечивает точное выполнение плана действий в штатных ДТС. Еще больше возрастает роль сенсомоторной координации при возникновении нештатных ДТС. Уровень сенсомоторной координации определяет надежность выхода из нештатных ДТС. С высоким уровнем сенсомоторной координации связано также возникновение у водителя «чувства автомобиля». Это чувство не обеспечивает высокой надежности водителя, но является одной из ее составляющих

Влияние личностных качеств водителя на его профессиональную надежность

Для первой фазы характерна нарастающая работоспособность, причем длительность этого периода врабатывания (вхождения в работу) может увеличиваться при недостаточном отдыхе, болезненном состоянии и др. Вторая фаза соответствует устойчивой (оптимальной) работоспособности, а третья фаза — снижающейся работоспособности — отражает состояние утомления, которое приостанавливается перерывом на обед. Уровень оптимальной работоспособности водителя во второй половине рабочего дня несколько ниже, чем в первой, но соотношение фаз повторяется. При этом фазы врабатывания и устойчивой работоспособности сокращаются, а фаза снижения работоспособности наступает раньше. Периоды пониженной работоспособности являются периодами пониженной надежности водителя.

Первые дни недели после отдыха идет период врабатывания. В среду, четверг работоспособность достигает оптимума, далее отмечается ее снижение. При увеличении времени управления автомобилем свыше 7 ч как следствие развития утомления начинает быстро прогрессировать процесс снижения надежности водителя. Несомненно, важность соблюдения водителем режима труда и отдыха. Допустимая продолжительность управления автомобилем и минимальное время отдыха согласно международному договору «Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные перевозки (ЕСТР)». Плохое самочувствие водителя, заболевание приводят к снижению его работоспособности и соответствующему повышению вероятности ДТП.

При рассмотрении составляющих мастерства водителя уместна аналогия с мастерством футбольного вратаря. Надежный вратарь тот, кто, владея всем арсеналом приемов вратаря, умеет в нужный момент выбирать именно то место, куда летит мяч. И, наоборот, вратарь, который непрерывно демонстрирует акробатические прыжки, ненадежен.

Аналогичным образом мастер вождения заранее изменяет скорость и траекторию движения так, чтобы не возникла необходимость в экстренном торможении, тогда как его антипод непрерывно создает конфликтные ситуации, резко разгоняясь, тормозя и перестраиваясь из ряда в ряд. Такой стиль вождения ведет к ДТП. Его порождают две основные причины: низкое мастерство вождения, объективная потребность ощутить удовольствие от скорости.

Разрешить противоречие между этой потребностью и безопасностью можно только одним способом — заниматься скоростной ездой на закрытых трассах и площадках. По аналогии с понятием «физическая культура» тренировки в вождении автомобиля в критических ситуациях можно назвать «автомобильной культурой». К сожалению, сегодня существуют только первые ростки автомобильной культуры в виде немногочисленных школ повышения мастерства вождения в экстремальных условиях.